Представьте себе картинку.
Родился себе ребенок, живет, растет. Вот уже научился ходить. Мир примерно понятен и привычен. но однажды в дом приходит ЕЛКА. Здоровая, мохнатая, с иглами. Нет, ее наряжают, и всячески демонстрируют, что надо это чудище любить и радоваться. Но ребенок отчетливо видит, что под яркой мишурой что-то очень темное. Иголки. Наверняка очень острые. Елка просто затаилась. Выжидает. Вы когда-нибудь думали о том, как видит предметы ребенок годовалого возраста? Встаньте на колени,еще чуть согнитесь и посмотрите на комнату. И на елку.
Конечно, не у каждого ребенка будет такая реакция. Но она бывает.
И тогда ребенок сталкивается с противоречием: он ЗНАЕТ, что елка опасна, а родители всячески демонстрируют и убеждают, что она замечательная. И либо ты веришь себе, но тогда оказывается, что самые близкие и важные в жизни люди слепы и глупы. А это тут же автоматом включает ощущение беззащитности (елка сожрет, а они и не заметят) или же ты веришь родителем. Но тогда тебе надо стать слепоглухонемой овцой. Как в анекдоте муж, лежащий в постели с любовницей спрашивает жену с возмущением: "Ну и кому ты веришь? Мне или своим глазам? нет тут никого!" Этот вариант тоже мало приносит радости. Тогда другие автоматически становятся умнее, а доверять себе нельзя, мало ли чего ты видишь.
Выход есть. И чуткие родители догадываются до него интуитивно. Не надо тащить упирающегося ребенка к елке или деду морозу (где-то во френдленте недавно была подборка фоток ошалевших от ужаса маленьких детей которых обнимает Дед Мороз), нужно взять его на руки. Дать ощутить тепло и силу взрослого. Дать проникнуться этой силой. С папиных рук елка меняет размер. Либо почти одного роста либо выше совсем не так намного. А еще есть тепло и сила папы. Если елка что-то начнет не то делать, он ей как вмажет! и когда ребенок оказался в состоянии комфорта и успокоился, вот теперь мягко можно дать ему поисследовать этот новый предмет. Сначала издали, потом ближе. А потом скорее всего получится даже пощупать и понять, что иголки не железные, а мягкие и пахнут прикольно. И свои собственные ощущения позволяют понять чужую картину мира. Уже не предавая себя, не заставляя забыть о том, что сам видишь и чувствуешь в угоду тому, как называют это другие.
Разумеется, принимать чужую картину имеет смысл, если она перспективнее собственной. Жить в мире, где елки дарят доброе волшебство и приносят радость, куда как прикольнее, чем в том, где они насаживают зазевавшихся детей на иглы. А потом съедают.
Не всем везет с чуткими родителями. И тогда закрепляется опыт с елкой. Человек обретает сценарий, который может крутиться всю жизнь. Но когда человек взрослый, при встрече с очередной елкой он может уже дать себе сам то, что когда-то не дали родители. Он может найти источник заемных сил и с этими силами еще раз осмотреть елку. И тогда картина мира трансформируется.
Фокус в том, чтобы осознать что в этом случае требуются заемные силы - раз, и, во-вторых, что можно оглядеться вокруг и при думать, как их отыскать, если никто не принес на блюде. Поскольку у взрослого человека возможностей на порядок больше. Просто при встрече с елкой надо вспомнить, что тебе уже не годик, и возможностей больше. Коммуникационная сфера шире, речевой аппарат лучше развит - и многое , многое другое.
про елку в нашей жизни
MagdaM
| пятница, 13 января 2012