Дом птицы не гнездо, а небо.
Тут кину свои комменты, мне нравится формулировки:
Мне странно. На мой взгляд, по-хорошему, школа и не должна особо заниматься воспитанием детей. Вернее в Советском Союзе это возводилось в истину - работайте себе, дорогие родители, не отвлекайтесь, школа сама воспитает нужных граждан, а то вдруг вы еще накосячите. Индивидуализм отрастите ребенку, или еще чего. Незачем, незачем.
Вот до сих пор и висит в сознании миф, что воспитание - задача школы. Но воспитание ВСЕГДА это дело родителей. Если, конечно, мы не живем в мире Полдня Стругацких. Другое дело, что у нас школа от воспитания отстранилась, а родители слишком хорошо усвоили, что воспитание - ответственность школы, а не их самих. А что - удобно.
Вот и имеем то, что имеем.
За рубежом учителя только учат. И все. Никакого воспитания, даже близко. Ну, насколько я могу судить по школам Франции и Швеции. И нормально все. Может в полных пансионатах иначе, но мы же про обычные школы.
***
во многих семьях у родителей нет ни времени ни сил для воспитания, потому что они вынуждены на 2х-3х работах вкалывать, чтобы обеспечивать семью хотя бы самым необходимым.
Это иллюзия и оправдания. Въевшееся, не спорю.
Получается, что мы все должны быть медиками - чтобы себя лечить, юристами - чтобы себя защищать. а теперь еще и педагогами - чтобы учить наших детей...
Не путайте мух и котлеты. Учить - должна школа и профессиональные педагоги. Знающие материал и знающие КАК его подавать. Это понятно. А вот воспитывать - это родительская обязанность. И между прочим, это не аховый труд. Нет специального времени для воспитания - сегодня я своего Васю пол часа воспитывала, завтра выходной - время есть, буду воспитывать три часа. Вовсе нет. Воспитание - процесс незаметный. Родители передают детям ту мораль, носителем которой являются. И передают не трепя языком до мозолей, а просто находясь в контакте с собственным ребенком. Живя вместе с ним, а не рядом, понимаете? Искренне интересуясь им, слыша то, о чем он говорит. Это очень просто, если перестать прятаться за оправдание отсутствия сил и времени. Потому что это НОРМАЛЬНО. Ненормально жить рядом с чужим соседом, который по совместительству еще и твой ребенок, но живет параллельной жизнью, и что за человек толком не известно.
Сама дискуссия вот: nordi-glaciary.diary.ru/p144241031.htm?from=las...
Мне странно. На мой взгляд, по-хорошему, школа и не должна особо заниматься воспитанием детей. Вернее в Советском Союзе это возводилось в истину - работайте себе, дорогие родители, не отвлекайтесь, школа сама воспитает нужных граждан, а то вдруг вы еще накосячите. Индивидуализм отрастите ребенку, или еще чего. Незачем, незачем.
Вот до сих пор и висит в сознании миф, что воспитание - задача школы. Но воспитание ВСЕГДА это дело родителей. Если, конечно, мы не живем в мире Полдня Стругацких. Другое дело, что у нас школа от воспитания отстранилась, а родители слишком хорошо усвоили, что воспитание - ответственность школы, а не их самих. А что - удобно.
Вот и имеем то, что имеем.
За рубежом учителя только учат. И все. Никакого воспитания, даже близко. Ну, насколько я могу судить по школам Франции и Швеции. И нормально все. Может в полных пансионатах иначе, но мы же про обычные школы.
***
во многих семьях у родителей нет ни времени ни сил для воспитания, потому что они вынуждены на 2х-3х работах вкалывать, чтобы обеспечивать семью хотя бы самым необходимым.
Это иллюзия и оправдания. Въевшееся, не спорю.
Получается, что мы все должны быть медиками - чтобы себя лечить, юристами - чтобы себя защищать. а теперь еще и педагогами - чтобы учить наших детей...
Не путайте мух и котлеты. Учить - должна школа и профессиональные педагоги. Знающие материал и знающие КАК его подавать. Это понятно. А вот воспитывать - это родительская обязанность. И между прочим, это не аховый труд. Нет специального времени для воспитания - сегодня я своего Васю пол часа воспитывала, завтра выходной - время есть, буду воспитывать три часа. Вовсе нет. Воспитание - процесс незаметный. Родители передают детям ту мораль, носителем которой являются. И передают не трепя языком до мозолей, а просто находясь в контакте с собственным ребенком. Живя вместе с ним, а не рядом, понимаете? Искренне интересуясь им, слыша то, о чем он говорит. Это очень просто, если перестать прятаться за оправдание отсутствия сил и времени. Потому что это НОРМАЛЬНО. Ненормально жить рядом с чужим соседом, который по совместительству еще и твой ребенок, но живет параллельной жизнью, и что за человек толком не известно.
Сама дискуссия вот: nordi-glaciary.diary.ru/p144241031.htm?from=las...
я бы скорее негативно восприняла, если в школе начнут ребенка воспитывать. слишком много людей вокруг, которые ЗНАЮТ и указывают, что и как надо делать. но ведь это мой ребенок, я чувствую ее, что и как.
вот когда вмешиваются в процесс и связь: мама-ребенок, вот тогда и могут казусы возникать(я говорю про нормальных мам, которым не пофиг на дите)
Aerkarri Beyliar про подростковый период...мм...вспоминаю себя: нужно и важно, чтобы существовало доверие к родителю. если его нет-натуральная засада.
Здесь есть такое понятие - меня на teacher's training учили - in loco parentis - то есть смысл в том, что на время пребывания ребенка в школе учитель как бы занимает место родителя в том числе и несет всякие ответственности и так далее. И школа именно воспитывает в ребенке многие гражданские чувства, ответственность и прочее - это тоже в ее официальные функции входит.
Это прописано в законах, на этом система во многом строится. Но. Зачастую - точнее, почти всегда - изменить что-либо в ребенке - даденное дома - довольно сложно. Но я склонна считать, что процесс учить кого бы то ни было неразделен с некоторой воспитательной составляющей. И тут уже жизнь покажет, что из ребенка, поставленного в разные условия и общающегося с разными людьми, вырастает в результате. Предсказать и обусловить этот процесс ни родителям, ни учителям на самом деле не под силу.
Вещи тоже Кота.
И люди Кота.
Всё Кота
Вообще, есть мнение, что не всегда дети могут стать для родителей своими. Не в смысле "своими, кровными", а в смысле "своими по духу". Потому что ребёнок всё-таки другой человек, со своим темпераментом, наклонностями, устремлениями и т.п. И как его ни воспитывай "под себя" - там всё равно будет "играть" генетика, особенности внутриутробного развития и прочая биология.
Короче, как ни печально, но психологическая совместимость никакими кровными узами не гарантирована.
Это иллюзия и оправдания. Въевшееся, не спорю.
Я вот по этому поводу хотела бы высказаться. Я не знаю, как насчет такого широкого понятия "воспитание", но, например, одинокие матери в нашей стране, простите за грубость, поставлены "раком". Есть работа, единственно кормящая, поящая и одевающая, и есть ребенок - свой, родной, единственный или нет. Работу, говорят, можно сменить, поискать другую, но мало кто вспоминает об особенностях национального рынка труда - больничный за больничным? Давай-ка по собственному, дорогая, ну или, как бывает, сокращение должности и перевод работника на менее оплачиваемую с целью выжить. Нужно бежать встречать первоклассника в обед или после продленки, а потом его куда-то девать? Это ТВОИ проблемы, не фиг было рожать, рабочий процесс горит. Я сама была в такой ситуации и была вынуждена оставить работу, но у меня на тот момент был муж, который получал достаточно для пропитания и одежды, но так мало для нормального существования, что его зарплаты хватало только на самое необходимое. То есть фрукты только ребенку, соки только ребенку, поход в парк с каруселями - дыра в бюджете, бюджет - 300 рублей в день на все про все, потому что остальное - за квартиру (съемная стоит недешево, увы), свет, на проезд на работу и прочие необходимые платежи. Но все равно я могла уйти и не работать, неспешно подыскивая место получше. Несмотря на мою достаточно редкую специальность и высокую квалификацию, это заняло далеко не один месяц, потому что второй раз в ту же мышеловку лезть нет смысла, а платить соразмерно затраченному времени и силам мало кто хочет - то кризис, то еще какие отговорки.
Вот и получается, что кое-какая категория родителей действительно может далеко не все. Естественно, я не утверждаю, что они вообще не воспитывают детей, но вот времени для проведения с детьми гораздо меньше в итоге. Особенно если работы действительно две.
Очень сильно, кстати, это заметно на школьниках, которые в итоге, даже при двух родителях, половину дня предоставлены сами себе. Опять же на собственном примере: пытались найти ребенку секцию или кружок, соответствующий двум требованиям - занятия вне времени нашей работы, определенный ценовой диапазон занятий. Если по второму пункту, в принципе, вариантов было много, то по первому полный швах. Разного рода дома творчества и прочее почему-то работают в нашем городе до 17-18 часов, то бишь закрываются ровно на час раньше, чем я выхожу с работы. Как водить ребенка два-три раза в неделю по будням (по выходным у них выходные ага), не сбегая с работы в середине дня или до обеда? Особенно попадают жители небольших городков, где подобные структуры в принципе зачастую не развиты.
Реально очень тяжело, особенно в сравнении с воспоминаниями о собственном кружковском детстве.
Так что все-таки в том, что родители хотят, но не могут многого, доля правды есть, к сожалению.
Вы говорите об идеале. И я согласна, что лучше быть и богатым и здоровым - лучше если классный педагог будет еще и таким человеком, который может дать что-то помимо. И такие люди есть. Только сейчас их не так много в школах. И рассчитывать, что у ребенка будут именно такие учителя - немного наивно. Хотя может повезти, не спорю.
Aerkarri Beyliar о воспитать ребенка и личность - это реально Труд. Да, но труд души. Тот труд, который и самого человека лечит и дает ресурс. А не выжимает остатки.
Rickland это ты о чем?
Lady_Aliyah
Ауренга А ту столько логики, я просто поражаюсь иногда. Родители общаются с ребенком как с тамогочи - одеть, накормить, вытереть сопли. чтобы не пищал. Все. А потом удивляются, что за странное выросло рядом - и откуда что взяло. Или еще лучше - мамочка, которая до четырнадцати провожала ребенка за руку в школу и встречала, в восемнадцать жалуется, почему ее ребенок настолько несамостоятельный. Ну да, че это он?
Инженер Пустоты Я согласна, чо ребенок - другой человек. Но если его видеть и слышать, он не может стать чужим. Разногласия будут, может быть даже будет расходиться мировоззрение. Но все-таки ребенок будет свой. На каком-то ином уровне.
Q River, mart вы говорите с человеком, который жил с ребенком и без мужа, в период с года до двух этому ребенку и с четырех до шести. Мне приходилось оплачивать и съемную квартиру не абы где, и полностью все затраты, связанные с собой и ребенком. Муж был, но он занимался другими делами в других городах и даже странах, и не мог никак участвовать в нашей жизни иначе чем короткими телефонными разговорами и письмами. И я точно знаю, что можно в таких условиях, а чего нельзя.
Поэтому не думайте, что я тут просто сижу в своей Швеции в шезлонге и на манер одной французской королевы вещаю: "Ах у народа нет хлеба? Ну скажите им, пусть едят пирожные!"
Воспитание - это не отдельный процесс. Это просто жизнь. Разница лишь в том, на что направлен фокус внимания. И все. Да, сначала это сложно, в основном тем, что приходится наступать на горло собственным автоматизмам, но потом это приносит щедрый эффект, восстанавливая силы.
Да, на то, чтобы не просто сказать "нельзя", а объяснить доступным языком, почему нельзя - нужно время. Минут так пять, ну десять. А еще придется понять, что половина "нельзя" ни о чем. И на самом деле можно, просто непривычно или страшно. Но потом вдруг обнаруживается, что с ребенком можно что-то обсудить и договориться, не используя категорических запретов направо и налево. У мелкого была аллергия на шоколад, я объяснила, почему его нельзя, и он отказывался от него даже в саду, где я не следила. Сам. Потому что понимал, причины и следствия. А я и не следила. Даже дома
Да, показать где опасно и почему - опять же затратнее, надо подбирать слова, выслушивать вопросы, вместо того, чтобы лечь и отрубиться или книжку почитать. Хочется, знаю. И научить, как пользоваться вещами условно опасными (нож, например или чайник) тоже требует сил. Но зато потом ребенка можно спокойно оставлять дома, и он при случае не будет сидеть голодным - бутерброд соорудит, а потом похвастается - сам сделал. А ты не ужаснешься, а обрадуешься.
Да, когда мелкий путается в этих долбаных шнурках и штанах, а ты опаздываешь, большой труд не орать, не делать все самому за него и быстро, а ждать, пока справится сам. И уважать его усилия. Но через месяц обнаруживается, что ребенок все шустро делает сам, и еще другим помогает. Это в клевый плацдарм для развития и самостоятельности и коммуникации и чувства собственной значимости. Трудно? Стоят ли того результаты?
И так далее.
А самое прекрасное, что чудо рядом тоже в контакте, оно тоже слышит тебя, оно же считает, что это естественно. И дает тебе возможность побыть сам на сам, когда ты устал и никого не хочешь видеть, даже собственного ребенка. И дает без обиды, потому что чувствует, так надо. А однажды, когда ты болеешь так, что буквально не можешь встать, у твоей постели пятилетний мужик материализует чай и косо нарезанный бутерброд. Потому, что сейчас ты слабее, и за тебя отвечает он. И за себя тоже - мамочка ты не волнуйся, я поел уже.
Вот как-то так. Уровень дохода и степень занятости - это все же антураж. Хотя, не буду спорить - имея много свободного времени и большую личную удовлетворенность от жизни, имеешь и лишний запас нервов, позволяющий оставаться в контакте дольше. Это правда.
Викки Ну, значит англичанам повезло со школьной системой.
Не думаю, что остатки будут выжаты, но скажем так, иногда быть терпеливым с ребенком, не повышать голос, не позволять себе сорваться, не показывать непоследовательного поведения - достаточно сложно. Сложно быть достойным примером для подражания, аккуратно обходить стороной или делать так, чтобы ребенок этого не видел - все противоречивые или не очень красивые стороны своей личной жизни.
Особенно если жизнь выдается тяжелая, со здоровьем тоже неладно и так далее.
Мне кажется процесс воспитания - это просто установка приоритетов. Тогда на одни соблазны и влияния человек поддастся, другие пройдут мимо. Сами собой.
Моя очень близкая подруга в школе была маргиналкой. Еще в школе. А потом, насколько я знаю, стала уличной проституткой. Мне запрещали с ней общаться. Прямым текстом. А мы все равно дружили. Она была не только асоциальной маргиналкой, но и человеком с интересным взглядом на мир. Взгляд на мир меня завораживал, и в принципе кое-что я взяла себе. А все остальное осталось при ней. Зря мои родители так пугались. Но, наверное, если бы в моей жизни не было ничего интереснее общения с Натальей, ее влияние было бы серьезнее.
И я не говорила, что НЕВОЗМОЖНО в таких условиях жить вместе с ребенком, причем так, чтобы ему всего было вдоволь (я не о материальном), я говорила и говорю, что это очень и очень сложно. За те два с небольшим года я лишилась здоровья, сказались и недосыпания, и переутомления, и даже глупо невозможность найти время на стоянии в очереди за талоном в 6 утра к муниципальному стоматологу, я не думаю, что это норма. Такая жизнь для матери и ребенка должна быть исключением из правил. Отголоски той жизни до сих пор мешают настоящей.
Нормой в нашем государстве пока и не пахнет. И можно ждать, когда запахнет, но дети-то растут прям щас.
Клятый_Вомпэр Я не говорю, что идеал недостижим. В свое время я пересмотрела множество садиков, прежде чем нашла такой, в которой политика отношения к детям совпадала с тем, что я считаю верным. И нашла. Да. А пока искала слушала стоны про очереди в садик и невозможность найти хоть что-то нормальное. Думаю, что живи я в России, я бы и учителей нашла. А не нашла бы - сама создала необходимое. Так или иначе. Но надеяться, что все само собой организуется - наивно. Хотя, иногда организуется само. Бывает.
А теперь представьте, эти люди растят детей в такой же атмосфере. Человек не видел иной жизни, кроме нищеты и знает, что надо крутиться как белка в колесе на пяти работах, чтобы ребенок был одет и обут, накормлен и в теплой постели. Потому что лучше так, чем эдак. Остальное теряется! Правда, появляется это самое: "Я тебя кормила, поила, а ты...", но они по-другому не знают и не умеют! И когда ты говоришь - вы чтоооо, все возможно, для них это все - это то, что они делают, и они искренне недоумевают, когда им говорят, что детей еще надо иногда чмокать в макушку или болтать с ними о прекрасном, такие люди не видят в том смысла, потому что непонятно, зачем. Стоять с палкой над уроками могут, а поговорить - это из разряда сериалов, которые снимают для того, чтобы показать, как некоторым делать нечего.
И тут появляетесь вы и говорите - возможно, возможно жить лучше, любить детей, быть для них бОльшим, чем кормушкой и инкубатором! А на вас смотрят и крутят пальцем у виска, потому что вы для них - придурошная, ибо пахать надо, а она о каких-то педагогиках.
ПыСы Пирамиду Маслоу помните? Пока не ешь досыта и не удовлена потребность в безопасности, какая речь может идти о духовном и моральном? Так вот, огромное число людей имеют скудный рацион и постоянный страх за завтра, чего вы хотите им втолковать?
ПыПыСы Я это, без претензий и наездов
Мне тут другое интересно (ну, если вспомнить исходную дискуссию)): ведь по факту непосредственным заказчиком образования в России являются не родители, а государство - просто потому что оно это образование оплачивает и содержит (да-да, официально и в основном это именно так). Соответственно, как официальные образовательные стандарты, так и явные и скрытые идеологические аспекты отражают именно его, государства, потребности. И если страна берет на себя ответственность воспитывать своих граждан с младых ногтей и до армии - значит, ей, стране, это зачем-то нужно и своего права на это она родителям не отдаст (даже если бы они вдруг того захотели).
Так именно поэтому я и говорю все это. Чтобы тот, кто никогда не знал, что так можно и даже нужно, мог получить информацию. Понимаете? УЗНАЛ, что можно и по другому. Что его путь не единственный, и что свет в конце тоннеля есть. А иначе зачем мне вообще буквы тратить? Возможно, кто-то прочтет и задумается. И попробует иначе. Или хотя бы начнет интересоваться информацией в эту сторону. Я не могу изменить мир этим людям, они это могут только сами. Но я могу показать им, что бывает мир лучше, что есть, что менять. И есть для чего.
ПыСы Пирамиду Маслоу помните? Пока не ешь досыта и не удовлена потребность в безопасности, какая речь может идти о духовном и моральном? Так вот, огромное число людей имеют скудный рацион и постоянный страх за завтра, чего вы хотите им втолковать?
А вот про пирамиду Маслоу я очень много чего знаю. Причем сразу с двух сторон. Есть экономическая версия - вы ее только что озвучили. А есть психологическая - там как бы несколько иначе все. Можно и через уровни перескакивать, компенсируя более верхними дыры в более нижних. И эта интерпретация мне кажется более обоснованной. Иначе непонятен феномен полуголодных творцов - примеров масса и среди художников, и среди писателей и вообще. И невозможны были бы семьи, которые весьма скудно сводят концы с концами, а все равно в них живет любовь.
И невозможны были бы семьи, которые весьма скудно сводят концы с концами, а все равно в них живет любовь.
Скудность она иногда не в деньгах, скудность - она в душевности что ли. Если ты рос и тебя били розгами и хвалили так, что лучше бы еще раз побили, то ты считаешь это верной моделью воспитания. Ты видишь другое, но твоя-то верная, потому что так растили тебя. Из этого круга вырваться очень тяжело...
Кстати, вам на просторах ЖЖ gutta_honey не попадалась? Кроме лытдыбров, эта замечательная женщина-психиатр пишет и о таком вот... очень интересная точка зрения, кстати, у нее на многое...
Наше государство никакой ответственности давно на себя не берет, вы не заметили? Реформы школы идут, и то, что происходит, на мой взгляд страшно. Уже дело не в воспитании, а как раз в образовании. И тот гомункулус, который должен в идеале выходить из стен школы - меня напрягает страшно. Хорошо, что тут тоже никто не напрягается. И не бежит, теряя тапки исполнять и внедрять.