Дом птицы не гнездо, а небо.
Реакцию окружающих (как впрочем и Мира) можно рассматривать двояко. Во-первых, в лоб. Если сегодня ко мне прицепился на улице бомж и сказал мне много неприятного, то это про бомжа. Сам живет как свинья, и жизнь другим пытается испортить... и бла-бла-бла. И возможно, я в своих умозаключениях буду даже права. Утешу себя, что это все из зависти, недалекости, ущербности оного бомжа, и пойду себе дальше. Но можно воспринимать и не в лоб. Если считать, что мы не просто материальное тело, но и энергетические существа (аура и прочее) то я сейчас находилась в таком состоянии, что привлекла агрессию этого бомжа. А вот дальше важно. ЭТО НЕ ПРО ВИНУ. То есть вывод НЕ "сама виновата, утрись и иди", а в том, что данное событие не повод переживать, а повод задуматься, что я здесь и сейчас имею внутри. Обычно если внимательно посмотреть, то в случаях с немотивированной агрессией снаружи, обнаруживается нереализованная агрессия внутри. И очень хорошо, что обнаруживается. Можно слить в безопасный канал, обдумать, где это я пережимаю свою агрессию, почему не реализую напрямую, и что с этим можно сделать. И в итоге происшествие с бомжом превращается из негативного события в позитивное.
Ну и напоследок, процитирую мудрые слова одной своей ПЧ:
Не стоит принимать близко к сердцу то, что нужно принять лишь к сведению.
Ну и напоследок, процитирую мудрые слова одной своей ПЧ:
Не стоит принимать близко к сердцу то, что нужно принять лишь к сведению.
это логика;
от того, что с умершим психолог поработать не может, а с выжившим может, психика пострадавшего на момент получения травмы не меняется; это все та же самая психика была;
Это повод задуматься, что происходит на других жизненных планах. Агрессия копится не просто так, не из-за несовершенства человека, она копится, потому что где-то человек испытывает постоянную боль. Где-то, куда может вообще не привык смотреть
ага, и эта его боль, даже если такая есть, с действиями агрессора никак не связана в огромном числе случаев;
и тогда на поверку мы имеем: боль до травмы, внутренню агрессию, травму, которая с внутренней агрессией и предыдущей болью никак не связана;
такое, Вы не поверите, бывает сплошь и рядом;
Это выводит анализ вообще за рамки первичной травматической ситуации. И когда наводится порядок там, где болело и до травмы и теперь болит, вот тогда возвращаемся в травму. И она выглядит уже иначе для человека. Он становится сильнее, а травма слабее.
так объясняйте _это_ по-другому;
если бы Вы написали, что для наиболее полного преодоления последствий травмы и переосмысления травмирующего опыта, для продуктивной переработки этого опыта, чтобы он стал и частью новой силы и знаний, жертва должны переосмыслить сперва и те нелады с собой и проблемы, которые у нее до травмы были, иначе прежние проблемы будут дополнительными якорями, будут мешать переосмыслить травму, тогда никто бы слова Вам поперек не сказал;
это общеизвестная штука;
но Вы зачем-то обсуждаете это в терминах травмирующего опыта, как реакции окружающего мира на внутренние проблемы и поведение жертвы до травмы;
и вот тут часть народа уже на своей шкуре твердо знает, что в лоб дают не только потому, что у тебя психологические проблемы, но и потому что у бьющего в голове вавки;
А откуда вывод, что в отношении умершего рассуждение неверно? Я говорю, что оно бессмысленно, а верно оно или нет, ни вы ни я не можете судить. нет критериев. У умершего не спросишь.
если бы Вы написали, что для наиболее полного преодоления последствий травмы и переосмысления травмирующего опыта, для продуктивной переработки этого опыта, чтобы он стал и частью новой силы и знаний, жертва должны переосмыслить сперва и те нелады с собой и проблемы, которые у нее до травмы были, иначе прежние проблемы будут дополнительными якорями, будут мешать переосмыслить травму, тогда никто бы слова Вам поперек не сказал;
так я это и написала. Только не ВСЕ проблемы, разобрав ВСЕ проблемы человек Буддой станет, а это не так быстро и не так часто встречается. То есть надо сосредоточится на определенных проблемах. Стоящих в звеньях определенной цепочки. И только если раскручивать именно их будет эффект. А как сосредоточиться на нужном звене? Начать раскручивать от травмы. В обратную сторону. Именно это я все время и говорю разными словами.
Если для закрытия травмы помогут разборки с чувством вины, глупо копать, например, низкую самооценку. А что именно копать решает не психотерапевт. Он не знает. Он просто умеет правильно задать вопрос, ответ на который дает часть цепочки. И так далее.
так я это и написала
нет, Вы написали не это;
если бы Вы это написали, я бы прошла мимо темы и даже не заметила этого обсуждения;
т.е., понимаете, если множество людей читает и получает где-то схожее непонимание, то может со средствами, которые Вы выбрали, что-то не так? может, ваши слова не работают и надо другими словами?
а у Вас получается, что Вас априори не так понимают, потому что у "понимателей" проблема;
А как сосредоточиться на нужном звене? Начать раскручивать от травмы. В обратную сторону. Именно это я все время и говорю разными словами.
все верно; но раскручивать их надо от травмы, не потому что травма всегда с ними как-то связана, она не всегда связана, может быть связана, а может и нет;
а потому что после травмы в человеке уже слишком поковеркано и искажено много, и чтобы выяснить, что ж там до травмы не так было, а чем травма приложила, надо в период до травмы смотреть;
это классика; примеры из учебников по типу: у человека умирает жена и он впадает в депрессию, психолог копнул и обнаружил, что жена - второй выстрел в ту же дырку, первым была потеря ребенком родителей, и вот пока с первым не сладишь, с депрессией по поводу смерти жены толку особого не будет;
в любом случае, пока Вы будете рассуждать в контексте "травмирующей опыт жертвы - это всегда реакция мира на свойства жертвы", всегда будет возникать одно и то же непонимание;
особенности переживания вдовцом горя после смерти жены - они в его психике коренятся и заложены были до трагедии;
но ни горе, как таковое, ни смерть жены не являются "реакцией мира" на эти особенности овдовевшего;
потому, используя такой конктекст, Вы сразу создаете непонимание;
напиши Вы "психотерапевт должен всегда проверить, не связаны ли особенности переживания травмы с каким-то проблемами, которые были у жертвы и до травмы, и проверить, не связана ли сама травма как-то с этими проблемами, чтобы пациент таким путем приобрел новые опыт и знания и переосмыслил травму, если связь есть" -- тогда не будет непонимания
История с бомжом и история с представителями анти-лгбт-секты - это разные вещи, тут работают разные механизмы.
Айгер, Скорее закон говорит "да, они ублюдки и выродки, и, будем надеяться, они получат по заслугам, но не бывает 100% черного цвета - найди в этом дерьме капельку белого и забери с собой". вещи, о которых мы говорим, с моей точки зрения строго ориентированы на человека-участника. Впрочем, как и о поиске "белого". Вынести что-то для себя - да, изменить что-то в своей жизни, измениться самостоятельно и так далее. Споткнувшись о камень на дороге можно сколько угодно винить камень, надеяться, что он понесет заслуженное наказание... но можно быть банально внимательнее, к примеру. В широком смысле карма, как я ее понимаю, заключается в том, что любая проблема будет повторяться до тех пор, пока не будет найден способ ее решения, причем часто - с усугублением.
Edinor Eilian, по поводу фидбэка - если мы говорим о существе, которое банально не успело приобрести то самое "виктимное поведение" - о каком фидбэке может идти речь? Логика какбе говорит нам...
Про выбор человека - мне вот понятно, что боксёра-тяжеловеса выберут с меньшей вероятностью, чем хрупкого пацана в очках.
Теперь по поводу "обязательно возникающего" чувства вины. Как ни странно, кто-то просто берет ответственность за свою жизнь, делает выводы и идет дальше, а кто-то культивирует ненависть/чувство вины. Причем ситуации могут быть одни и те же. Даже очень страшный травматический опыт может быть проработан и сведен к "информацию принял, выводы сделал, иду дальше", просто порой для этого требуется достаточно много времени и серьезная работа. А еще бывает чувство вины по поводу того, что есть чувство вины )).
virago, Вы говорите с человеком, который много лет был уверен, что дело во внутреннем несовершенстве, агрессии и дальше вдоль ваших объяснений;
и это усугубило _мою_ травму и задержало восстановление на годы;
А я - человек, который до сих пор в этом уверен, мне сейчас 31. В последний раз я получал по морде в 17 с небольшим. Где-то в то же время с меня сняли баснословно дорогие по тем временам часы, за 200 долларов. Нет, я не пошел в качалку, не завел себе травмат и не перестал ходить по темным улицам и т.д. Те самые злополучные часы стали переломным моментом
но это действительно практически недоказумо. Каждый выбирает по себе
сорри, но я в отношении себя по морде и кражу не считаю травмами
я согласна с тем что вы говорите, хотя выглядит так, что я сама все свожу к агрессии. Я ведь именно так и формулировала выше, да? Но тут два момента. Во-первых, изначально обсуждаются конкретные события душевной жизни, и конкретные травмы, а не вообще все. Поэтому нельзя сказать , что ВСЕ всегда сводится к агрессии. И во-вторых, что может быть уже более спорно, но для меня слово "агрессия" само по себе очень многозначное. И поэтому сводить все к агрессии даже в однотипных ситуациях не значит подводить все под один знаменатель. Так же как попсовое прочтение Фрейда (когда считается, что он все сводит к сексуальности) не верно. Хотя формально говорит он об этом. Но сексуальность с точки зрения Фрейда и сексуальность в обычном бытовом понимании - это очень разные вещи. Поэтому сводить все к сексуальности у Фрейда тоже не означает ставить все под один знаменатель.
Но все равно спасибо. Лишнее напоминание, что каждый раз, рассматривая ситуацию с конкретным человеком, надо слушать именно его, и следить, чтобы предыдущие знания о других ситуациях не мешали воспринимать, не искажали восприятие этой.
Пример, когда меня пытались изнасиловать лет в 11, заманив на стройку с обещаниями наклеек от жвачек, я не привожу, так как у меня недостаточно информации о том, какие причины это могло вызвать. Ну, разве что можно добавить, что в промежутке 15-17 я встречался с одним случайным нетрезвым геем и познакомился со вторым, который любил руки распускать, за что регулярно по ним получал, но не отчаивался
Я, как ни странно, не стал после этого ни геем, ни гомофобом, и никаких ненавистей к персонажам из прошлого не испытываю.
MagdaM, всегда пожалуйста).