19:01

Дом птицы не гнездо, а небо.
Нарыла прикольное. Надо обдумать. В свете всяческих дисскуссий про мужскую и женскую прозу особенно интересно.
shvaratsky.com/obschaya-psychology/muzhskie-i-z...

@темы: размышлялки, утащила "на подумать"

Комментарии
18.04.2012 в 19:13

I see you
пасибо за ссылку, правда очень интересно!!!
моя первая повесть недописанная была как раз мужская, там все было хорошо а потом еще лучше. а сейчас пишу совсем женское, именно так, история выхода из жопы )
18.04.2012 в 19:15

меня обидеть может каждый не каждый выживет потом а если выживет то очень с трудом
Т.е. получается что 99% голливудских сценариев пишутся по женской схеме?
Потому что описанная тут "женская" схема это базовый принцип из учебника школы сценарного мастерста в ЛА "как написать успешный сценарий для сериала или блокбастера".
А только арт-хаус изредка блещет "мужскими" историями...хе хе. Интересно получается. Хотя там как правило все "плохо, плохо, плохо, стало еще хуже, хуже уже некуда, ну и зачем это все вообще было? А ..ради красоты.."
18.04.2012 в 19:27

реликтовый долбоящер
интересная статейка. но вообще да, а как же хэппи-энды, когда герой всех спас и целуется в камеру с героиней? хотя, надо сказать, довольно распространенной является ситуация, когда мир спасен (ну или хотя бы большая группа людей), но героя в финале подстерегает личный облом.
18.04.2012 в 19:33

Дом птицы не гнездо, а небо.
Hemem, :)

Janosh Falk, Mist*, я думаю блокбастеры играют на две аудитории. Обратите внимание на мужскую историю, на ее конец - с такой высоты только падать. То, что для женщины достижение и получение заслуженной награды (а потом жили долго и счастливо) то для мужчины как раз начало конца. Что будет делать герой, уже спасший мир? Прямая дорога ему на диван отращивать пивное брюшко. Просто это за кадром.
18.04.2012 в 19:41

меня обидеть может каждый не каждый выживет потом а если выживет то очень с трудом
Просто в Голливуде, когда дело касается блокбастеров и популярных сериалов (да и книг на самом то деле, если мы говорим о развлекательной литературе) как правило опираются на "Путь героя" Кэмпбелла. Где очень четко И как то вот эта статья вызвала у меня большие сомнения. Честно говоря. Видимо мнений на этот счет много.
И честно говоря я сомневаюсь что архетипическое мышление закругляется исключительно на двух мифах. Мифов много, как и моделей сюжетов которые из них складываются.
18.04.2012 в 19:43

меня обидеть может каждый не каждый выживет потом а если выживет то очень с трудом
Просто если что, "Путь героя" это как раз путь из полной Ж, к светлому будущему, где по определенной схеме даются усложнения изначальной жопы до предельной, а потом БАЦ и все спасены.
Даже поговорка такая есть в цехе "Чтоб быть успешным сценаристом надо просто уметь последовательно ухудшать ситуацию до предела, а потом находить из нее яркий и небанальный выход".
18.04.2012 в 19:48

меня обидеть может каждый не каждый выживет потом а если выживет то очень с трудом
И я на вскидку могу вспомнить уже сразу несколько фильмов снятым по сценариям мужчин, где герой разочаровывался в своем городе/соратниках/планете и.т.д. и уходил к "незнакомке".

Причем...боевики. :-) Т.е. ЦУ мужчины в основном.
18.04.2012 в 20:56

Сяо Мэй
По-моему, приведенное исследование - это классический случай игры в "травму рождения". Есть такая шутка у филологов - задается любая сколь угодно абсурдная тема, которая потом ищется в любом наугад названном произведении. Анекдот в том, что любую тему можно найти в любом произведении. Типичный пример, по которому я и назвала этот случай - тема "травма рождения" в детской сказке "Колобок". То есть проблема в том, что человек видит то, что готов увидеть.
18.04.2012 в 21:00

Дом птицы не гнездо, а небо.
zlaya_panda, Janosh Falk, возможно, поэтому я и взяла на обдумать. Идея интересная, но не притянута ли она за уши? И есть ли здравое зерно, даже если притянута :)
18.04.2012 в 21:07

добрый плотник
О, значит все мастера ролевок, включая меня, исключительно женщины :) Потому что они всегда начинаются с большого звездеца, и всегда с надеждой на светлое будущее.
Ну и по-любому слишком много заведомо неверных выводов вроде бы следует из такого различия (мужчины видят в успехе начало спада, а женщины нет, женщины мечтают о счастливом завершении, а мужчины не верят в него, и т.д.), чтобы, имхо, принимать всерьез саму идею.
18.04.2012 в 21:15

меня обидеть может каждый не каждый выживет потом а если выживет то очень с трудом
MagdaM, Обрати внимание, кинематограф по этой логике крайне редко рассказывает "мужские" истории. Это же касается и практически всех жанров развлекательной литературы. Которые пишут-то и снимают преимущественно мужчины. (Хотя сейчас, вроде как стало немного иначе. Но вот вспомнить ту же "Горбатую гору" где автор женщина, там про то как все было ничего так, а потом становилось все хуже, хуже и хуже пока не стало совсем плохо, или вот "Ночной портье" тоже женщина режиссер и сценарист, где все было хорошо, а потом стало хуже и все умерли, опять же это не вписывается в эту концепцию)
Именно потому так мало фильмов в которых в начале все было хорошо, потом стало еще лучше, а потом стало очень плохо практически нет,Я вот на вскидку таких не вспомню. А вот тех, где в начале все средненько или плохо, потом стало хуже, совсем плохо, а потом все спаслись - пруд пруди. На этом же принципе построены все сериалы и в плане сюжетной арки целиком, и в плане структуры каждой серии. В том числе традиционно "мужские" сериалы вроде "Светлячка", к примеру.
Фентези, фантастика, детективы все построены по принципу - дай проблему, нагони страху, еще усиль проблему, дай искрометное разрешение в конце.
Очень четкая формула "вступление, конфликт, развитие, углубление конфликта - кульминация - развязка". (С некоторыми вариациями, но она есть почти везде) присутствуем в подавляющем большинстве современного кино и популярной литературы.
Причем, по этому правилу, герой обязательно должен прийти к финалу с большими плюшками, чем был в начале. "Найти себя","стать сильнее", "переоценить свою жизнь", "обрести свободу/приз/спасти мир" и.т.д.

Другое дело, что в целом кинорынок на данный момент очень мощно управляется Голливудом, США а там, в целом правит балом стратегия "победителей". Т.е. это своего рода тренд. Но опять же, очень страдно думать, что "стратегия победителя" и "стратегия личностной экспансии" (все было плохо, я пришел и стало хорошо) это оказывается "Миф о персефоне".
18.04.2012 в 21:16

Невнятная какая-то статья.
18.04.2012 в 21:26

Дом птицы не гнездо, а небо.
Elan Morin, Janosh Falk, мне сложно выразить свою мысль, я ее еще не додумала. Но из всей этой статьи меня зацепило то, что вдвигается предположение, что счастливое будущее для женщин - закономерный итог и можно на лавры, и все будет хорошо, а для мужчин - начало пути в болото. Именно поэтому, что снимается в основном мужчинами, многие сюжеты про то, что было потом, такие депрессивные особенно в начале. Чем-то мне это резонирует. Все остальное - фантики, в том числе и как это обозвали и какие истории привели, у них (приведенных историй) есть и другое отличие очень резанувшее мне по глазам, но в статье не обсуждаемое.
Но я сейчас пока думаю и смотрю на мир, ища подтверждения или опровержения.
18.04.2012 в 21:39

Bats
Мне кажется, что главная проблема многих гендерных исследований в том, что, проводя исследование на взрослых респондентах (а на ком же ещё?) получается определять не биологическую, а чисто культурно-социальную составляющую. То есть, этих людей тупо научили думать по-разному. Хотя, возможно, от природы они вполне себе схожи.
А ещё жалко, что нет ссылок на сами исследования. Интересен метод. И, конечно, пол самих исследователей и его влияние на ход исследований)))
18.04.2012 в 21:51

Дом птицы не гнездо, а небо.
Edinor Eilian, ты реально веришь, что можно научить думать по-разному? Если и те, и другие учатся в смешанных школах у одних и тех же учителей?
18.04.2012 в 22:03

Bats
MagdaM, я реально верю. С детства родители и общество рассказываьт мальчикам и девочкам разные истории, учат по-разному действовать и взаимодействовать, покупают разные игрушки и кормят разными "Ты должен/должна". Мальчикам и девочкам дают разное воспитание (мальчиков меньше гладят, я читал, с девочками больше разговаривают), мальчиков больше отдают в спортивные секции и учат драться с обидчиками, девочек учат усидчивости и всяким прочим штукам.
Понятно, что М и Ж вырастают очень разными, как же иначе?
18.04.2012 в 22:14

I've killed everyone here except for my darling
инетресно, а кто-нибудь попытался сам историю по описанной картинке придумать, до того, как статью целиком прочитал?)
18.04.2012 в 22:35

Bats
Agot, тут, думаю, важно _видеть_ картинку?
18.04.2012 в 22:37

добрый плотник
Магда, а какое другое отличие? ;) Их там несколько, в общем-то. Хотя тут скорее виновата выборка: они привели пару, в которой видно различие, имевшееся ими в виду, тогда как прочие различия могли не быть аффилированы к полам.
18.04.2012 в 22:55

I've killed everyone here except for my darling
Edinor Eilian, Возможно. Но я к тому, что сама попыталась все же придумать историю, и первым, что пришло в голову, была история про пару долго репетировавшую какой-то сложный трюк, который у них не получался и получился только в самый последний момент.
Попросила друга придумать историю - у него гимнасты в конце сорвались вниз.
18.04.2012 в 23:19

Bats
Agot, ну, рад за вас)

Погуглил термины "комплекс Икара" и "комплекс Персефоны" - совсем другие определения. например, medical-dictionary.thefreedictionary.com/Icarus...

А вообще нашёл, что речь в статье, видимо, про Thematic Apperception Test (ТАТ) - проективный тест, который в исследованиях сложно использовать, так как ответы сложно стандартизировать.
18.04.2012 в 23:22

Bats
А ещё подумал, что у мужчин, из-за того, что общество бомбардирует пацанов требованием "будь успешным, ну-ка наверх!" есть много страхов потерять статус, потерять полученный "верх". Отсюда могут быть и рассказы, отражающие тревоги и опасения.
А девочкам в то время всё время говорили, мол, главное замуж выйти, а там всё быдет хэппи эндно. Потому, возможно, и рассказы такие?
18.04.2012 в 23:23

Дом птицы не гнездо, а небо.
Edinor Eilian, в школе, где мальчики и девочки проводят ОЧЕНЬ большую часть жизни, рассказывают одни и те же истории и учат одним и тем же алгоритмам. (Что, кстати, на мой взгляд плохо). Судя по наблюдениям за реальностью и по рассказам моих клиентов и клиенток, нельзя сделать никаких точных выводов о том, кого гладят больше, кому больше прощают и так далее. Я имею в виду семьи, где есть и мальчики и девочки. Но кроме того, "гладят, прощают и рассказывают" - это не про научение думать. Это про способы реакции, про ожидания от жизни, но не про мышление.
Agot, ух ты, интересно. Я пожалуй, правда попрошу народ, далекий и от моего дайрика и от психологии вообще, придумать историю по картинке. И будем посмотреть. :)
Elan Morin, в женской истории - типичная Мэрисью, в мужской - более безличная философия
18.04.2012 в 23:30

Bats
в школе, где мальчики и девочки проводят ОЧЕНЬ большую часть жизни, рассказывают одни и те же истории и учат одним и тем же алгоритмам
ОМГ. У вас так, да?
У нас на труды, например, класс делили, сейчас правда иначе. Учителя часто пользуются всякими "как Ты себя ведёшь, Ты же девочка!" и "пропусти даму, Ты же будущий мужчина". Попробуй Твой сын с барби в портфеле в школу придти или гольфы белые с помпонами надеть, и увидишь, что реакция и со стороны учителей, и учеников будет разная.
Пацаны тусят друг с другом и играют в свои игры, рассказывают свои истории. А у девочек там своё царство - куклы, резиночки, всякая розовая хренотень, котики и прочее. У мальчиков - другая жизнь, очень параллельная.
У вас разве не так было? компании были смешанными, игры не различались и "мессиджи" учителей-родителей были одинаковыми детям обоих полов? *удивляется*
18.04.2012 в 23:35

Bats
«Мэри учится перепрыгивать с одной трапеции на другую. Она вот-вот прыгнет, а ее партнеру, старому мистеру Пикену, внезапно станет плохо, и она спасет его от падения. Потом он станет ее наставником и сделает ее мировой звездой».
Получается, что на картине двое людей - молодая девушка и СТАРЫЙ мужчина? И история про карьеру через постель, старый мессидж нефеминизированных культур о том, что блага к женщине могут придти только через мужчин?

А рассмешило вот что:
такое вот разделение, которое заключается в том, что в мужской истории сначала все хорошо, а потом все плохо, а в женской истории сначала все плохо, а потом хорошо — оно не выдумки, а действительно есть. Медицинский факт.
Медицинский?
Я смеялся.
18.04.2012 в 23:39

Дом птицы не гнездо, а небо.
Edinor Eilian, А ещё подумал, что у мужчин, из-за того, что общество бомбардирует пацанов требованием "будь успешным, ну-ка наверх!" есть много страхов потерять статус, потерять полученный "верх". Отсюда могут быть и рассказы, отражающие тревоги и опасения.
А девочкам в то время всё время говорили, мол, главное замуж выйти, а там всё быдет хэппи эндно. Потому, возможно, и рассказы такие?


Возможно, ага. Но я вот задумалась о себе. С одной стороны - мне всегда давили на успешность (четверка в школе- это неудача, пятерка - норма) , про замуж вообще никогда речи не шло. Ну разве что бабушка говорила, что с таким характером ни один мужчина на меня не позарится, но в том возрасте, когда мне было совершенно без разницы, позарится там кто-то на меня или нет, лет в десять вообще не понятно, нафига нужен муж, так что за угрозу не воспринималось. Да и вообще в нашей большой семье-клане, девочка только я единственная, и никто толком не знал, что с ними делают, так что всех нас воспитывали одинаково, не делили. У меня есть двоюродный брат, нынче крутой военный, шкаф, на голову меня выше. Он любит при случае показать шрам на лбу и со смаком рассказать, как я ему голову пробила. Было такое. Заслужил :)
Но если я пишу рассказы, то там все равно про то, что выбрались из проблем и будут жить долго и счастливо.
18.04.2012 в 23:53

Bats
MagdaM, мне кажется, что воспитанием в современном мире занимаются не только и не столько в семье, сколько и школа (где всё-таки есть чёткое разделение на М и Ж, по своей школе помню), и телевизор-интернет, и - главное - компании.
бабушка говорила, что с таким характером ни один мужчина на меня не позарится,
Тут знаешь что интересно? Что всё равно подчёркивается ценность, что было бы хорошо, чтобы кто-то позарился. Пацанам обычно (может, у вас семья была исключением, мы ж все разные) не пеняют на то, что на них не позарятся, им говорят, мол, будешь дврником, то есть, ничтожеством без статуса.
Мальчиков чаще готовят на "Ты глава семьи, нужны статус и заработки, что связанные штуки", а девочек на "найди себе крутого пацана и будь умницей". Тебя, получается, растили умницей. Не знаю, грузили ли, что мол вырастешь и как будешь семью кормить.

Ещё интересно, кто были респондентки в том исследовании. Если девушки-женщины из среднего класса а ля тётя петуния из ГП, то понятно, почему такие ответы. И было бы очень интересно где-нибудь найти ту картинку и поглядеть на, скажем, возраст М и Ж на ней - может тут дополнительные факторы. Если там мужчина стар, а женщина молода, я понимаю, почему в мужский рассказах всё обрывается (за старостью, понятно, следует смерть), а женский - долго и счастливо, ибо всё впереди.
18.04.2012 в 23:55

Дом птицы не гнездо, а небо.
Edinor Eilian, я точно помню, что на уроке физики паяла радиоприемник. Никого не удивляло и не восхищало. И всякие схемы электрические мы собирали все, и мальчики и девочки. С разным успехом, правда :)
Но вообще-то к делу это не сильно относится. Понятное дело, если истории разные, то это не из-за биологических причин, а социальных. Но я думаю, тут тоньше как-то.

про возраст - там же давали пример типичной истории, так что спрашивали не одну женщину и не одного мужчину. Но ты абсолютно прав - все может зависеть от респондентов. Частые ошибки исследователей - подбирать бессознательно определенные условия эксперемента.
19.04.2012 в 00:13

добрый плотник
MagdaM, ну, я бы просто сказал, что в женской истории все вертится вокруг женского персонажа, да.
19.04.2012 в 00:17

Bats
про возраст - там же давали пример типичной истории
MagdaM, так я о том, что типичная история подчёркивает возраст изображённых, не только пол. Поэтому было бы интересно увидеть саму картинку.

Elan Morin, о, кстати, да. Спасибо, очень интересно.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail