18.09.2013 в 18:09
Пишет
airsword:
О мастерстве.На мой взгляд, возникшая в механистическую эпоху механистическая система образования сгубила на корню само образование. Перестав учиться у мастеров, и начав учиться у преподавателей люди стали подготовленными, но не образованными.
Что не так в системе преподавания?
читать дальшеПреподаватель транслирует чьи-то знания. Мастер берет знания свыше. Легендарный мастер Фритц Перлз создавал в неделю по двести новых техник, а на следующей неделе он их забывал, и не мог понять, для чего ученики записывают то, что он делал. Я помню перуанский мастер смеялся, когда я записывал то, что мне приходило в церемониях.
Задача мастера вырастить другого мастера. Помочь зажечься искре божественного в душе ученика. Задача преподавателя сделать специалиста. Выстрогать из "заготовки" Буратино.
Я помню свое потрясение после окончания института. Я внезапно понял, что мне нужно срочно искать мастеров, чтобы что-то научиться делать. Что я высококвалифицированный и качественно подготовленный неумейка. И я отправился на поиски мастеров, осознав, что моя настоящая учеба только начинается.
С тех пор в моей картине мира основной урок, который люди получают в институтах: «Учись у мастеров и не учись у кого попало».
Пользуясь этим критерием, когда моя дочь захотела научится рисовать, я постарался ей найти лучших из доступных мастеров. Делали мы это так — просто вышли в город и отправились искать мастера. Того, которого Бог пошлет.
Бог послал. С умения найти своего мастера начинается мастерство. В итоге когда дочь пришла поступать в художественное училище кто-то из приемной комиссии ей сказал: «Девочка, вам к нам не надо. Вы уже состоявшаяся художница и рисуете лучше наших выпускников. Мы вас только испортим».
Мой низкий поклон этому неизвестному мне человеку из приемной комиссии. Мне знакома киевская художница которая разучилась рисовать, окончив училище. Она умеет это делать как кто-то, но забыла как это делала она.
Есть несколько критерий мастеров, которыми хочу поделиться с вами:
1. Мастер создает пространство любви. Это не значит, что он не бывает зол или недоволен.
2. Главная задача мастера помочь ученику установить его собственную связь с Божественным.
3. Мастер не стесняется учиться сам. В том числе у других мастеров и у своих учеников, но основной источник его знаний Дух.
4. У мастеров нет ревности. Ее много у подмастерий. Существует незримое братство мастеров. Мастер может рекомендовать ученику обратиться к другому мастеру, если чувствуют, что для ученика сейчас важен другой канал.
4. У мастера нет плохих учеников, но есть его и не его ученики, те кому близок его канал и те, кому нужно что-то другое.
5. Мастер испытывает радость когда его ученики становятся мастерами, поскольку знает, что когда кто-то займет его место — Дух предложит мастеру новые горизонты.
Есть один непреложный закон. Мастером можно стать только в том, что искренне и от души любишь делать. Люди, которые изучают и преподают то, к чему не лежит их душа могут быть только ремесленниками. Искры божественного в том что они делают и транслируют увы не будет.
Сколько вокруг нас мастеров, так мы и живем. Управление страной, как и любое дело, — тоже мастерство или ремесло, зависит от того как к этому подойти.
Pura Vida. Со всей моей любовью. Вячеслав Гусев. idi.in.ua/ URL записи
@темы:
копилка золотая,
личное,
размышлялки,
утащила "на подумать"
ведь знание техники самого дела и понимание методики вот этого преподавания - это разное.. нет?
всему, что я умею, я учился сам. то есть мне встречались - или не встречались - мастера, у которых удавалось краем глаза - или не удавалось вовсе - перехватить прием, технику, подход... и исчезали, не оставив возможности даже поговорить.
а к тому моменту, когда я вырос и смог сознательно найти мастеров, неожиданно оказалось, что я с ними практически вровень. и я до сих пор не понимаю, что мне с этим делать.
Tanuki, примерно то же самое и в моей жизни
эээ.. я тут немножко подвисла, но потом отвисла ) очень красиво сказано )
и кстати знаешь чт осмешно - вот тут перечислены признаки Мастера - и я поняла что это почти слово в слово совпадает с тем, как я выбираю себе хорошего врача )))
Так что искать и находить мастеров - дело важное, но лицезрение мастера и ничегонеделание потом ни к чему не приводят.
Такое чистое творчество, наверное, ближе каким-нибудь художникам, но даже про них есть очень клевый, имхо, комикс. "У тебя есть свобода речи, но нет свободы грамматики".
Тихе, смотря какую лупу брать, чтобы зрить в корень
Викки, ничегонеделанье никогда особо и не приводило к чему-либо. Рядом с мастером или нет. Ну, я так думаю. Так что да, учить-ся.
Elan Morin, ну я по жизни против строгания Буратин. Отношение к человеку как к объекту, да еще и бревну, имхо, нездравое. Даже при таком отношении можно многое взять, бесспорно, но при прочих равных, взять можно больше у того, кто ученика бревном не считает. Я это заметила и по своей учебе и когда преподавала сама. И с тех пор мои наблюдения за собой и людьми этой точке зрения не противоречили.
И это не означает, что не нужно учиться азбуке и грамматике, чтобы писать. Но излишний пиетет перед грамматикой и орфографией писателя Мастером не сделает. Так же и в любой другой сфере, имхо.
Про хороших мастеров, кстати, наверное, ты не будешь спорить, что я хороший мастер игр? Ну или была, пока этим занималась. Так вот, многие свои задумки и находки я сооружала на ровном месте, а потом забывала, что это сделала я сама. Или вообще о них забывала, если они не реализовывались, чтобы придумать потом нечто подобное или лучше. И мне это не мешало делать хорошие игры.
Tanuki, ну, когда я оказываюсь на одном уровне с Мастером , я радуюсь, беру с полки пирожок и иду учиться дальше
даже под маленьким увеличением уже видны несуразности и нестыковки, а уж под большим увеличением мы видим бред, ага
даже такая малость, что мол талантливый человек, если не встретит на пути своем МАСТЕРА, внезапно не разовьется и столь же внезапно его испортит современное образование. Категорически не согласна
Как и то, что мастер может из бездари сделать мастера - это вообще смешно
насчет таланта преподать - тут уже писалось, ну а насчет тонких сфер: тут можно гнать как угодно, сколько угодно и о чем угодно (все будет ограничиваться исключительно фантазией сабжа) - ни проверить, ни опровергнуть эти заявления никто не сможет
короче, вот
Но то, что талант можно испортить неправильным обучением - факт. У меня в друзьях один такой факт есть - мог быть звездой оперной сцены международного класса, еще до консерватории попал в оперный, в хор. Потом его убедили бросить эконом, и пойти учиться в консерваторию. На первом курсе консерватории его брал оперный театр в хор на заграничные гастроли, а пятнадцать лет назад за красивые глаза не брали, там отбор шел весьма жесткий. Но потом чувак попал к недопреподу на старших курсах и все. Испортили ему там постановку голоса или как это правильно называется. Причем потом же словами через рот и объяснили - жаль что у N учился, он всех портит. Теперь вот работает чувак бухгалтером.
Что до современного образования в принципе - то мне даже удивительно, что именно ты еще хранишь на эту тему какие-то иллюзии.
На мой взгляд - образование и мастерство - разные вещи. Общее профессиональное образование даёт азы и основы, а уж тонкую подгонку даёт мастер, это нормально. Ну как я учил общие азы библиотечного дела в университете, а под конкретную библиотеку обучался на месте.
А так лично у меня возникает ощущение, что массовое образование вообще не в тему, здравствуй, средневековье - там учили мастера, точно, но какой процент населения?
Я не против освоения технологий, технологии полезны, не вопрос, и как раз технологии может передать и ремесленник. Но вот чувство полета и прикосновения к сокровенному - нет. А в мастерстве, имхо, это очень важно.
Ты и библиотека - плохой пример, хотя бы потому, что сейчас ты этим не занимаешься. Возьмем тебя и мыло. Кто тебя учил?
Варить мыло меня не учил никто, я один раз видел, как варит мыло Змей и даже по его просьбе сфоткал процесс, потом почитал разные МК, потом ещё раз уточнил у Змея, как и когда добавлять жидкости в масляную массу. Когда в первый раз решил сварить солевое мыло, спросил у Змея, как, он мне написал инструкцию. Но прямой личной передачи знания и опыта не было, я брал откуда мог.
Вот валять меня сейчас учит мастер - это да. Причём мастер, который любит и умеет учить, а не только валять.