Дом птицы не гнездо, а небо.
В жизни большинства людей довольно много места занимают компенсации. Их часто можно опознать по "потому, что" или "поэтому", направленных на себя. Когда и действие и то, что его вызывает относится только к самому человеку Я не выхожу на балкон потому, что я боюсь высоты или Я не хочу, чтобы меня использовали, поэтому держу людей на расстоянии или Мне сложно расслабиться в компании, поэтому я пью алкоголь ну или Меня так достают на работе, что я срываюсь дома. И так далее.
И компенсация с одной стороны важна, ибо без нее будет открытая травма и очень плохо жить, а с ней полегче, а иногда и совсем хорошо. Но фишка в том, что хорошо компенсированная травма не болит, а значит нет мотивации в лечении. Зачем идти в кровь и кишки, если все вполне хорошо?
Вот только травма, оставленная вот так имеет свойство постепенно углубляться и все больше фонить, и компенсацию приходится усиливать, давая ей все больше места в своей жизни. И так и получается, что большую часть жизни человек делает то, что вынужден, а не то, что хочет душа. Иначе вся его жизнь развалится. Не понимая, что жизнь УЖЕ развалилась и держит ее только клей компенсации.
И компенсация с одной стороны важна, ибо без нее будет открытая травма и очень плохо жить, а с ней полегче, а иногда и совсем хорошо. Но фишка в том, что хорошо компенсированная травма не болит, а значит нет мотивации в лечении. Зачем идти в кровь и кишки, если все вполне хорошо?
Вот только травма, оставленная вот так имеет свойство постепенно углубляться и все больше фонить, и компенсацию приходится усиливать, давая ей все больше места в своей жизни. И так и получается, что большую часть жизни человек делает то, что вынужден, а не то, что хочет душа. Иначе вся его жизнь развалится. Не понимая, что жизнь УЖЕ развалилась и держит ее только клей компенсации.
а можно пример про то, как компенсации приходится усиливать при психотравме?
А что является альтернативой? Разобраться с тем, почему например общение на работе так достает?
Но есть же такие штуки, которые не нравятся, но это не является компенсацией, ну например - мне противен запах экскрементов.
Как их отличить одно от другого? Во втором случае нет "потому что" и "поэтому" - не нравится и точка?
Elle J., именно. Поэтому самые сложные клиенты, это те, у которых все хорошо, вот только им сдохнуть хочется
Tanuki, например ситуация, когда напряжение от тяжелого образа жизни компенсируется алкоголем
Tymora, не обязательно избегает, просто выращивает нечто, при здоровом варианте не нужное, но позволяющее справиться при травме. И да, разобраться с тем, почему ты с работы приходишь злой , как собака и что ты делаешь на этой работе. И тут все сложно, поскольку сама работа такого вида может быть компенсацией страха брать на себя ответственность заниматься чем-то другим.
Как их отличить одно от другого? Во втором случае нет "потому что" и "поэтому" - не нравится и точка?
То есть, при здоровом варианте не нужное,
как отличить, что при здоровом варианте какие-то вещи ну просто не нравятся, от компенсационного?
Раньше все было плохо, но при этом я писал стихи, которые нравились мне и людям.
Теперь в жизни тоже есть проблемы, но очень многое вошло в нормальное русло и перестало причинять боль - например, я перестал безответно влюбляться, стал больше и продуктивнее работать.
И мне какбэ очевидно, что работа - компенсация любви. И оплаченный труд на работе, и крафт для души на дому. Я в это теперь всю душу вкладываю.
Только стихи не пишу уже года три. Если пишу, то редко. И меня это мучает.
Будто взяли флейту и залепили жевательной резинкой: нет воздуха, нет звука.
читать дальше
Первая - да, если есть что-то, что болит, и на это забивать и избегать, то лучше в этой сфере не станет. То есть, если травмированный насилием человек ничего не делает с травмой кроме того, что полностью избегает людей и с утра до вечера ширяется наркотой, то его качество жизни лучше не будет
ну и длительность жизни под вопросом.Вторая - может быть так, что человек понимает и травму, и необходимость идти в кровь-кишки, но в этот момент жизни у него нет ресурсов на эту работу и надо тупо выжить. В такой ситуации компенсация штука полезная и даёт возможность выжить до лучших, более ресурсных времён.
Третья штука в том, что если человека былая травма не беспокоит и не болит, то, может, там и нет больше травмы. Вот его в детстве недолюбили, он компенсировал тем, что его носит на руках и балует как ребёнка имеющийся партнёр - и всё работает. Ну или вот мазоист нашёл себе садиста и живут они счастливо компенсируя. И беспокойство сторонних людей о том, что компенсация не равна лечению травмы, принадлежит не садисту и мазохисту - оно принадлежит тому, кто беспокоится. То есть, проблема не у садиста-мазохиста. Она у беспокоящегося, которому почему-то важно менять жизнь других людей по своим ценностям и своему взгляду.
А четвёртая штука в том, что я бы не называл травмы болезнью и выход из травматического опыта лечением, потому что это паталогизация травматического опыта. Паталогизация а ля "ты больной, иди лечись" не помогает ни построить так нужную травмированному человеку самооценку, ни чувствовать себя и свой опыт ценными (ну, тут различие западного и пост-советского подхода к травме).
оффтоп, можно не читать
На счет четвертого, мне кажется, это вопрос терминов, не больше. Для меня называть проблему - проблемой, не патологизация, а путь к решению. Если у тебя гнойная рана на руке, нормально идти к хирургу и с этим что-то делать. А если на душе - многие считаю, что раз на материальном уровне не видно, то и не считается. А вообще-то видно. И дело тут не в том, что гной на душе "воняет" и надо поберечь окружающих, окружающие пусть сами как-нибудь с собой разбираются, просто гной на душе так же опасен, как гной на теле. Но если многие способны проигнорировать даже тот, что на теле, душевный-то еще проще. С другой стороны то, что я пишу - это все-таки для внутреннего применения. Это значит, что смысл не в том, чтобы бегать по городу и тыкать пальцем в чужие болячки, а в том, чтобы очень внимательно относиться к себе. К своим собственным компенсациям. И знать, чем ты за это платишь. Я вообще считаю, что в жизни можно делать что угодно, если при этом ты согласен с последствиями.
Есть очень много вещей, от которых люди зависят до того, что если их не будет, им будет незачем жить.
Потому что, конечно, можно верить в то, что жизнь - высшая ценность, но ведь можно и не верить. Для меня жизнь имеет смысл только при наличие в ней определённых составляющих. Не будет этих составляющих и не будет надежды их довольно скоро заполучить обратно - я вряд ли решу продолжать жить. Просто потому, что всё равно умирать, так какая разница, рано или поздно.
И вот в этой перспективе того, что жизнь всё равно мимолётна, ярка, зависит от кучи случайностей и неконтролируемых человеком штук и поступков других людей, есть ли смысл пытаться привести себя в такое состояние, которое современными, такими же мимолётными психологами, оценивается как "норма"
Для меня называть проблему - проблемой, не патологизация, а путь к решению. Если у тебя гнойная рана на руке, нормально идти к хирургу и с этим что-то делать. А если на душе - многие считаю, что раз на материальном уровне не видно, то и не считается. А вообще-то видно.
Тут двойственно. С одной стороны, конечно, если есть, скажем, на пальце грибок, то лучше лечить - но не все так считают и не все так делают.
С другой стороны, если тебе видны чужие проблемы и тебя это заботит, то проблемы _у тебя_. Потому что заботит тебя. И если того, у кого, по твоей оценке, проблемы, это не заботит, и он живёт как ему нравится, а не так, как тебе кажется правильным, то тебе и решать свои проблемы с тем, что жизненные выборы этого человека не соответствуют твоим.
ох, прям как вовремя. мы тут с супругом ее, родимую, обнаружили и прям ойкнули. думаем теперь, как чо делать... собственно, и к тебе собираемся за этим делом.
Для меня как раз сама жизнь не является высшей ценностью, для меня высшей ценностью является КАЧЕСТВО жизни. И мне кажется, судя по твоему коментарию, для тебя тоже. Просто мы разное вкладываем в это понятие. Для меня качество жизни в меньшей степени зависит от внешних факторов. Зависит, конечно, я не буддийская монахиня и питаться в день чашкой риса и спать на полу на циновке явно не мой стиль, но все-таки не слишком. Например, в поездках, если мне весело и интересно поводить время, то требования к гостинице у меня - чистота, удобная кровать и не слишком шумное место. Все. Размер комнаты, новизна ремонта и мебели, вид из окна и прочие достоинства хорошего номера будут приятными бонусами, но не обязательны. И это очень расширяет границы свободы и мою потребность в деньгах. Но я понимаю, что все люди разные. Когда я повожу длительные выездные семинары, стоимость моего номера и стоимость номеров моих клиентов могут различаться раз в десять, причем в любую из сторон. И мне это норм. Я не комплексую перед теми, кто живет в суперлюксах и не удивляюсь тем, кто снимает курятник у черта на рогах.
А вот в тех случаях, когда я собираюсь большую часть времени восстанавливать силы и находиться в номере в одиночестве, требования резко возрастают. Но это редкость.
С другой стороны, если тебе видны чужие проблемы и тебя это заботит, то проблемы _у тебя_. Потому что заботит тебя. И если того, у кого, по твоей оценке, проблемы, это не заботит, и он живёт как ему нравится, а не так, как тебе кажется правильным, то тебе и решать свои проблемы с тем, что жизненные выборы этого человека не соответствуют твоим.
Мне видны чужие проблемы. У меня специально отточенный многолетними практиками взгляд. Это инструмент моей работы. Причем в отличии скальпеля хирурга, я не могу оставить его на рабочем месте. Это как музыканты с абсолютным слухом слышат фальшивую ноту всегда, а не только на работе. Или корректор всегда видит неточности в тексте, даже если читает для удовольствия. Другое дело, что меня это не заботит. В смысле чужие проблемы. И я говорю далеко не всем о том, что вижу. Вне работы я говорю что-то только при двух условиях - если мне человек приятен и интересен и при этом мне кажется, что мои слова могут ему что-то дать. Не мне, ему. Мне все равно. В процентах восьмидесяти так реально и бывает- мои слова пригождаются, процентах в двадцати нет, причем иногда они отвергаются в довольно грубой форме. Меня это не заботит и не обижает. В конце концов я сознательно захожу на чужую территорию и любая реакция хозяев возможна. И если им мои слова не нужны и человек настаивает на своем видении мира, меня это не заботит. Я сама считаю и всячески пропагандирую среди клиентов позицию, что если вам настойчиво хочется отправить кого-то к специалисту, что аж кушать невозможно, идите к спецу сами с этим вопросом. И хожу, ага. Мне вот долгое время маму очень хотелось отправить к спецу. Больше уже не хочется
StarpunkD, как вернусь - обращайтесь
Я прочла твои последние посты. Держись там. Все эти бури и взбаломученная вода с илом и песком не вечны, зато потом очень долго пользуешься результатами
В процентах восьмидесяти так реально и бывает- мои слова пригождаются вот прямо сейчас пригодились.
А для меня правильные и лучшие критерии - мои.
И да, возможно, в том, что я делаю, есть что-то, ради чего есть смысл работать по 10 часов в сутки и не беречь тело, которое всё равно рассчитано лет на 80, не больше. А в том, что делаешь ты, возможно, главный критерий не здесь-и-сейчас, а длительность.
Мне видны чужие проблемы. У меня специально отточенный многолетними практиками взгляд.
Магда, ну прислушайся к тому что я говорю, прежде чем отвечать. То, что ты называешь проблемами, могут быть проблемами в твоём frame of reference. Ты судишь со своей колокольни. Единственный, кто знает, есть у него проблемы или нет - сам человек. У тебя бывает закос в советских традициях, когда ты думаешь, что видишь в другом человеке соответствие нормам, и да, ты видишь, но это _твои_ нормы. Пусть даже подкреплённые мнениями профессоров и других людей. Если жизнь принадлежит самому человеку, то и называть явления своей жизни проблемами, возможностями или ещё чем-нибудь - его прерогативна, не твоя (хотя советские психологи и иже с ними здесь со мной не согласятся, у них норма одна на всех, её кпсс им выдало вместе с дипломом).
Магда, ну прислушайся к тому что я говорю, прежде чем отвечать. То, что ты называешь проблемами, могут быть проблемами в твоём frame of reference. Ты судишь со своей колокольни. Единственный, кто знает, есть у него проблемы или нет - сам человек. У тебя бывает закос в советских традициях, когда ты думаешь, что видишь в другом человеке соответствие нормам, и да, ты видишь, но это _твои_ нормы.
Когда речь заходит о нормах ты разговариваешь явно не со мной, вернее, если какое-то мое слово может быть интерпретировано как попытка засунуть в прокрустово ложе какой-то мифической нормы, оно будет интерпретировано именно так. И никак иначе. Я даже устала от этого, если честно.
Есть определенные законы. Биологические. Нейрофизиологические. Психические. Которые преломляются через личные индивидуальные особенности конкретного человека и дают многообразие вариантов. И вот это многообразие вариантов, которые и составляют человеческую личность, глупо равнять под одну гребенку. Просто бессмысленно. Но при этом законы есть. Их нарушение приводит к определенным последствиям. Эти последствия видны. В невербальном языке тела, в интонациях, в том как, когда и о чем человек говорит, какие темы настойчиво поднимает и под каким углом, в том, какие сценарии раз за разом реализуются в его жизни, и во многом многом другом. Я совершенно согласна с тем, что человек сам главный специалист по самому себе, он себя знает лучше всех. Причем большая часть информации давно вытеснена в бессознательное. Но каждый человек постоянно о себе рассказывает, так или иначе. Если кто-то рядом кашляет и потом вытирает кровь с губ, он может не считать это поблемой. Привык, давно так и вообще не мешает. Но тело в этот момент сигнализирует о другом. Проблема есть. Если человек о проблеме знает, просто по своим причинам решил не лечить, то не вопрос. Только вот в моем примере такие проблемы при отсутствии лечения могут стать потенциальными поблемами окружающих, но это уже совсем другая история.
Но если ты считаешь, что биологические законы работают только для тела, а психика свободна и там может быть, что угодно, значит дальше этот вопрос обсуждать бессмысленно.
Кстати, если что, при всем при этом я вполне себе допускаю что мое мнение о конкретном человеке может быть ошибочным и органиченным рамками моего опыта и знаний. Именно поэтому я всегда слушаю, что человек говорит в ответ. Не для того, чтобы оспорить, а чтобы услышать.