Дом птицы не гнездо, а небо.
– Мисс Таггарт, знаете ли вы отличительную черту посредственности? Негодование из-за успеха другого. Эти обидчивые бездари трясутся над тем, как бы их кто не обскакал. Они и понятия не имеют, какое одиночество появляется, когда достигаешь вершины. Им чуждо это чувство тоски, когда так хочется увидеть человека, равного тебе, разум, достойный преклонения, и достижение, которым можно восхищаться. Они скалятся на тебя из своих крысиных нор, полагая, что тебе нравится затмевать их своим блеском, а ты готов отдать год жизни, чтобы увидеть хоть проблеск таланта у них самих. Они завидуют великому свершению, и в их понимании величие – это мир, где все люди заведомо бездарней их самих. Они даже не осознают, что эта мечта – безошибочное доказательство их посредственности, потому что человеку воистину великому такой мир просто противен. Им не дано понять, что чувствует человек, окруженный посредственностью и серостью. Ненависть? Нет, не ненависть, а скуку – ужасную, безнадежную, парализующую скуку. Чего стоят лесть и похвалы людей, которых не уважаешь? Вы когда-нибудь испытывали сильное желание встретить человека, которым могли бы восхищаться? Чтобы смотреть не сверху вниз, а снизу вверх?
(с) Айн Рэнд "Aтлант расправил плечи". lib.rus.ec/b/78195/read
На самом деле книга потрясающая. Чистый экстаз. Для тех, кто понимает, о чем речь.
(с) Айн Рэнд "Aтлант расправил плечи". lib.rus.ec/b/78195/read
На самом деле книга потрясающая. Чистый экстаз. Для тех, кто понимает, о чем речь.
looga, наверное мы по разному понимаем слово "посредственность".
из упомянутой тут ранее лекции Ольги Седаковой "Посредственность как социальная опасность":
"Русское слово “посредственный” по своей морфологии позволяет понять его по-разному: посредственный как нечто посредине, ни то ни се – или иначе: как человека, которому необходима опосредованность, который воспринимает все только через готовые, опосредованные формы" (с)
Ну да. Это-то вряд ли у кого-нибудь вызывает сомнения.) Отличный кстати пример того, как "я хороший" человек (ГГ) ставит выше, чем "я счастливый", а социальные роли ("муж/сын/брат должен") выше своих ощущений ("чужие мне").
а не чувствовать свою ничтожность в сравнении и требовать соответственно компенсации за это
А разве есть такая вероятность? )
а я бы предпочла, чтобы моих близких не парил вообще этот факт
О том и речь. Видимо, в "не парил" мы вкладываем разное содержание. Мне нравится, когда мои близкие гордятся моими успехами. А ещё больше нравится, когда они этим успехам просто радуются, когда те есть, а не ждут этих самых успехов, взвешивая их величие и масштабность.
Ну, примерно так:
- Я сегодня выплавил новый металл!
- Круто, дорогой! Я так тобой горжусь!
и
- У меня сегодня получился суп вкуснее, чем обычно - оказалось, для этого надо было всего-то... представляешь?!
- Здорово, какая ты умница! Очень вкусно!
или даже:
- У меня сегодня суп не получился, пришлось вылить, полтора часа готовила - так жааалко.(
- Жалко, да. Ну... значит, у нас есть отличный повод сходить сегодня в твой любимый ресторан пообедать! Я тебя люблю.
А не:
- Я сегодня выплавил новый металл!
- Круто, дорогой! Я так тобой горжусь!
и
- У меня сегодня получился суп вкуснее, чем обычно - оказалось, для этого надо было всего-то... представляешь?!
- *Я тут судьбы мира недавно изменил, а она мне о каком-то супе*
Или:
- У меня сегодня суп не получился, пришлось вылить, полтора часа готовила - так жааалко.(
- *Я тут судьбы мира недавно изменил, а она мне о каком-то супе*
У Айн Рэнд же где не величие, там ничтожность. Либо плюющая на величие, либо желающая его. А счастливых и гармоничных особо и не видно. Разве что профессор философии, уехавший в Зажопинск и открывший там кафе, выйдя таким образом вообще из этой гонки амбиций. Про него толком не написано, может быть ему там хорошо.
Хотя отдельные пассажи отрицательных героев там прекрасны, да
А вот отрицательные герои - дааа, взрыв мозга
"Как не надо" у неё, конечно, вкусно расписано.
это те, кем хочется восхищаться издалека, но не очень хочется приближаться. А почему, если не секрет, конечно?)
И разве в этом мире мало ничем не выдающихся людей, которые умеют искрене восхититься чужими достижениями (особенно если в областях, клоторыми сами никогда н займутся).
Это я к тому, что врядли это отличительная черта "серости".
tai, я писала выше. Есть зависть как восхищение и мотивация к росту. А есть зависть, желающая всех бед источнику зависти. Имхо, если у человека рождается вторая, то рождается она серостью его души. А серость души не дает подняться выше определенной планки. Человек тратит душевные силы на мусор, и это делает его посредственностью. При этом талант может быть, да. Только он реализуется далеко не в полной мере. Так что даже если он выделяется на фоне других - все равно посредственность по сравнению с тем, кем мог бы быть.
В книге описана масса людей не занимающих супер-пупер посты, не делающих открытия. Они просто качественно и с душой делают дело, которое на себя взяли. И при том те, кто занимают посты и делают открытия, относятся к первым уважительно и дружески, считают за своих. Поскольку первые тоже не посредственности. В них столь же явное величие души.
а как же тогда космическое одиночество, о котором так проникновенно плачется сабж?
Основная идея "завидовать плохо, гордиться и мотивироваться хорошо" возражений не вызывает никаких, все так.
А вот скуку – ужасную, безнадежную, парализующую скуку и подобное - ну не вписывается такое количество яда, и уж тем более сплошная скука, в образ атланта. Скорее, на черту "непризнанного гения" похоже.
_ЛАЙТ_, может быть, я уже забыла матчасть.)
Вообще любая цитата без контекста может быть понята неправильно.
Nel, говорит-то не Атлант. А тот, кто мог бы им стать, но не стал.
_ЛАЙТ_, А почему, если не секрет, конечно?)
Потому что неинтересно быть проходным персонажем.))
тут надо сказать две вещи: во-первых, формулировки моих ощущений намерено утрированы (легче разбираться в ощущениях), во-вторых - я начинала читать Атланта, и мне она "не пошла" достаточно жестко. и в данной цитате я увидела весьма мерзкую личность, который всех вокруг называет "посредственностями, скалящимися из своих крысиных нор", и меня жутко бесил "фон" этой цитаты - что все вокруг - серость, один он в прекрасном сияющем белом, такой весь из себя несчастный от одиночества.
и меня "накрыло" диссонансом - как же так? ведь это же такая важная вещь - и как же ты можешь не видеть того, что от этой цитаты фонит, и вообще, как же так - неужели у нас такие разные картины мира.
Мне было очень некомфортно понимание – ощущение, что мы думаем и оцениваем важные вещи по-разному. Я – одним образом, ты – другим. Причем – в важном достаточно аспекте. И для меня это «думание по-разному» звучало угрозой и обрушением картины мира (утрирую
либо отказаться от своих ощущений и своего внутреннего голоса, который мне говорит, что мужик (от чьего имени звучит цитата) – отвратен и гадок и принять картину мира Взрослого – что да, слова этого мужика и вся цитата правильна - что означает - предать себя, а я этого уже наелась, и каждый намек на то, что надо предать себя хоть в малом - вызывает приступ гнева, смешанного со страхом (утрирую, но приблизительно так);
либо – упереться в свою картину мира, и «разочароваться» во Взрослом.
Но... как мы помним, елки бывают полезны ) - и можно попытаться посмотреть на картину с другой точки зрения, «под углом». И обнаружить – что у нас разные акценты восприятия: у тебя основной акцент в восприятии цитаты - про тоску по «своим», про восхищение тем, кто талантлив и "выше" по профессионализму и просто "дальше ушел по пути, потому что вышел раньше тебя"; а у меня – про серость и «крыс».
И тут уже возникает мостик-мысль – во-первых, можно поразмышлять на тему – почему у меня восприятие цепляется именно за «крыс», и что с этим можно (если нужно) сделать. И во-вторых – важно воспомнить о том, что я уже давно не ребенок, а ты – не Взрослый для меня. По-крайней мере – не в данной ситуации (т.е. если мы не работаем в ситуации "клиент-терапевт"). это чуток про другое, но тоже для меня важное.
и вместо негативных эмоций, "качелей" и разочарований "метод елки" дал почву на подумать и ориентир - куда имеет смысле посмотреть внутри себя дальше.
Безусловно, ограничения бывают разные. Но философия Айн Рэнд, судя по тому, что я ней читала, заключается в том, что только laissez-faire, либертарианский капитализм является социальной системой, способной обеспечить уважение прав индивидуума. Эта система идеологически не совместима со Шведским уровнем налогов и регуляций, какими разумными и поддерживающими бизнес они бы не были. Швеция, как и большая часть Европы, и Канада, известны как страны welfare капитализма. На этом и базируется мое изначальное утверждение. Комментарий запоздалый именно потому, что я решила уточнить матчасть, прежде чем что-то писать